28.11.2016

Как Лада Х рей будет себя чувствовать через пять лет или 100 тысяч километров: итоги ресурсных испытаний

Как Лада Х рей будет себя чувствовать через пять лет или 100 тысяч километров: итоги ресурсных испытаний
Материал издания «Авторевю»

Само имя хэтчбека Лада XRAY — словно множество неизвестных. Сжилась ли французская платформа В0 с очередным кузовом? Надежен ли новый вазовский мотор 1.8? А роботизированная коробка передач? И теперь, завершив ускоренные ресурсные испытания Лады, мы знаем немало ответов на вопросы о том, как XRAY будет себя чувствовать через пять лет или 100 тысяч километров.

Пять лет за пять месяцев работы… Чем не машина времени? Но, как и прежде, ускоренные ресурсные испытания — это хлопотно и очень дорого.

Тысячи литров бензина и человеко-часов бригады испытателей Авторевю на Дмитровском полигоне, 32 тысячи километров булыжных, скоростных, горных, грунтовых дорог, выматывающих и людей, и автомобили… А вдобавок — шестидесятичасовое противостояние коррозии в соляном тумане, тысячекратное поднятие и опускание стекол, раскладывание сидений, хлопанье дверями, капотами, крышками багажника. Но только такие нагрузки позволяют приравнять каждый из «ресурсных» километров к трем при обычной эксплуатации, то есть моделировать 100-тысячный пробег. А помимо скорости получения результатов, наш ресурсный тест обладает еще одной неоспоримой ценностью — воспроизводимостью: нагрузка на все автомобили идентична, и это дает нам право составлять рейтинг их надежности.

И в этом рейтинге — пополнение. Весной мы купили две Лады: XRAY и Весту (о ней мы тоже скоро расскажем). Хэтчбек выбрали в версии Optima с кондиционером, аудиосистемой и передними электростеклоподъемниками за 653 тысячи рублей, сейчас такая подорожала до 690 тысяч.

Сразу о хорошем. И после первого, и после последнего из десяти шестичасовых визитов в специальную камеру (в ней создается наиболее «питательная» для коррозии среда: насыщенный соляной туман с раствором NaCl 3,5%, температура 37 градусов и влажность 95%) кузов Иксрея вообще не заржавел — даже в самых глубоких, до металла, насечках, загодя сделанных нами на каждом кузовном элементе. То есть и через три—пять соленых зим кузов Лады XRAY имеет все шансы выглядеть как новенький. Для автомобилей марки ВАЗ такая стойкость нехарактерна: и Приора, и Гранта, не говоря уже о Ладе 4х4, даже не мечтали приблизиться к подобному результату. А вот для тех же автомобилей Renault такая картина вполне заурядна: у хэтчбека Sandero насечки выглядели аналогично.


Результаты усилий коррозионной камеры видны разве что на некоторых деталях под капотом, а насечки на всех кузовных элементах выглядят первозданно

Но с ходу огорчили уплотнители задних дверей: казалось бы, имеются солидные два контура (и по дверному периметру, и на самом кузове), однако после первого же дождичка мы любовались грязью в проемах, а после упражнений на пыльной грунтовой дороге — окрашенными в бурый цвет дмитровского суглинка элементами салона. Вазовцы вняли нашим сетованиям — и сейчас екатеринбургская Уралэластотехника поставляет на конвейер модернизированные уплотнения.


Уплотнители передних дверей со своими обязанностями справляются успешней, а задних — хуже

К слову, лазить на нашем ­Иксрее по грязи удовольствие так себе и по другой причине: с неотключаемой антипробуксовочной системой хэтчбек норовил засесть даже в безобидных местах. И в сентябре вазовцы таки добавили кнопку отключения ESP. А вот над тем, как лучше закрепить тормозную трубку, проходящую вдоль балки задней подвески, думают до сих пор: у нас при движении задним ходом по глубокой колее мокрый глиняный гребень выдернул ее из фиксаторов.


В протечке форсунок омывателя ветрового стекла виноваты наплывы краски после их окрашивания в цвет кузова

У потопа в моторном отсеке после мало-мальски затяжного дождя своя причина: прокладки под форсунками омывателя ветрового стекла. Точнее, их отсутствие! Вода просачивается под форсунки, пропитывает шумоизоляцию капота, которая набухает — и устраивает капель. В Тольятти признались, что причиной протекания является облой при окраске жиклеров в цвет кузова, и решили проблему радикально: просто перестали красить жиклеры. Разве что для ограниченных партий автомобилей (типа Юбилейной серии к пятидесятилетию завода), при этом введя дополнительный контроль жиклеров после окраски. Так что нам, как и другим владельцам «неюбилейных» Лад с красивенькими жиклерами, остаются напильник да герметик.


За три месяца мы собрали коллекцию из трех прохудившихся расширительных бачков системы охлаждения

Впрочем, для появления сырости под капотом периодически находилась и другая, куда более неприятная, причина. А если учесть, что XRAY обделен указателем температуры в системе охлаждения, то и более опасная: теряющие герметичность расширительные бачки. Причем первый зафонтанировал уже на второй день испытаний, через 240 км! А вскоре мы волей-неволей научились менять их едва ли не с закрытыми глазами: сию процедуру по ходу пробега пришлось проводить трижды, и всякий раз они дырявились одним и тем же образом, по сварному шву.

Вазовцы констатировали, что беда с бачками — чистой воды вина поставщика, тольяттинской фирмы Экопласт. И пообещали при обращении в сервис заменять их по сервисной кампании (всего машин с ­неудачным узлом было выпущено без малого 1300). Доработали бачки в начале июня: изменили технологический процесс сварки пластика. И, похоже, сработало: мы, установив на середине дистанции обновленный, с ним и финишировали.

Чуть раньше, еще в мае, в Тольятти доработали техпроцесс и другой сварки — крепления втулок декоративной крышки двигателя: у нашего Иксрея из первых партий они непременно отлетают при демонтаже. А при первой же нашей попытке расстыковать резонатор системы впуска и корпус воздушного фильтра двигателя отвалился фиксатор — инженеры на пару с поставщиком долго выбирали путь устранения проблемы, и с ноября корпус решено делать из другого, более эластичного, материала.

Втулки крепления пластиковой крышки двигателя соскакивали со своих мест из-за плохой приварки
Втулки крепления пластиковой крышки двигателя соскакивали со своих мест из-за плохой приварки

А как повел себя новый мотор объемом 1,8 литра (122 л.с.) с индексом 21179? За основу, напомню, был взят давно знакомый по Калинам и Приорам шестнадцатиклапанный двигатель 1.6 серии 21126, но новый коленвал дал прибавку в 200 «кубиков», да и в целом конструкция была изменена настолько, что взаимозаменяемых деталей практически не осталось.

По скоростному кольцу мы не проехали и десятка километров на максимальной скорости: потрудившийся вблизи оборотов максимальной мощности (а это примерно 5600 об/мин) мотор начал хандрить, работать с перебоями и тут же включил сигнал сheck engine. Срочно вызванная нами из Тольятти команда ­спасателей-двигателистов вынесла вердикт: нужна перекалибровка блока управления мотором. Поэтому у всех Иксреев с двигателем 1.8, сходящих с конвейера с середины июля, прошивка уже новая — с индексом, оканчивающимся на XF06, тогда как у прежнего было XF05. А на выпущенных ранее автомобилях обновленное ПО дилеры обязаны обновлять бесплатно.

С причинами повышенного расхода моторного масла нам еще предстоит разобраться
С причинами повышенного расхода моторного масла нам еще предстоит разобраться

Перебои пропали. Но на первой четверти пробега у мотора начал на глазах расти расход масла, вскоре дойдя до пяти литров на десять тысяч километров. А после нескольких минут стоянки с работающим двигателем XRAY стал прикидываться паровозом, извергающим из трубы густую сизую дымовую завесу с характерным запахом. Износа поршневой группы при этом мы не выявили, однако заприметили «лишнее» масло в системе вентиляции картера.

Мы — вновь к вазовским двигателистам. И те признали, что у мотора 1.8 из первых партий (речь, мол, идет всего о нескольких десятках экземпляров) могут случиться проблемы как из-за качества обработки стержней клапанов (их поставляет из Китая компания Mahle), так и из-за чистоты резиновой смеси при запуске в производство маслосъемных колпачков на заводе Вэлконт в ­Кирово-Чепецке. И быстро разослали своим дилерам инструкции по устранению проблемы по гарантии: при легком недомогании, когда выхлоп лишь подкрашивается сизым дымом без заметного угара, просто заливать более густое масло, а при обострении болезни, если расход масла будет измеряться в нескольких литрах на десять тысяч километров, придется менять головку блока цилиндров в сборе.

И мы уже подумывали, не поменять ли нашему Иксрею ГБЦ, как двигатель нежданно-негаданно… пошел на поправку! К концу пробега исчезла дымность, а аппетит поскромнел до полутора литров. Это, впрочем, все равно много: вазовские моторы в нормальном состоянии подобным обжорством отродясь не отличались. Посему ждем результатов анализа периодически отбиравшихся у мотора проб масла, которые нам помогает делать нефтехимический концерн Total, — и вердикта дяди Вани Шадричева, который разберет двигатель Иксрея для полной диагностики.

Тепловой экран глушителя лопнул возле крепления
Тепловой экран глушителя лопнул возле крепления

Что еще случилось с Иксреем? В самом начале мы по гарантии поменяли генератор Valeo, но, как уверяют вазовцы, подобных казусов с другими автомобилями не происходило. Будь у наших водоналивных манекенов ноги (а половину пробега машины проходят с двумя или тремя 75-килограммовыми «пассажирами» и полуцентнером свинцовой дроби в багажниках), ближе к концу пробега они бы начали мерзнуть: через 29 тысяч километров лопнула гофрированная трубка подвода холодного воздуха к бардачку. Еще через тысячу километров потребовал замены треснувший тепловой экран глушителя системы выпуска, а запасное колесо принялось приплясывать на кочках: отвалилась шпилька его крепления к полу.


Единственная претензия к роботизированной коробке — отпотевание сальника привода левого колеса


Шланг подачи воздуха к бардачку треснул сразу в нескольких местах


В багажнике треснула планка фиксации шпильки, крепящей запасное колесо

А справился ли с нагрузкой «робот» ВАЗ-2182? Ведь ­когда-то пятиступка у Лады Приоры только чудом дотянула до окончания ресурсных испытаний, а на Ладе Гранте и вовсе потребовала переборки при пробеге 15 тысяч километров. А вот «роботу» Иксрея — даром что с дурным характером — все как с гуся вода! Немецкие электроприводы механизма выбора передач и привода сцепления марки ZF и сами живы-здоровы, и облегчили жизнь наиболее нагруженному синхронизатору второй передачи вазовской коробки. Так что самая большая из случившихся неприятностей — запотевший при пробеге 28 тысяч километров сальник вала привода колеса.

У передних стоек сперва разрушились объединенные с пыльником буферы хода сжатия, а затем отказали и сами амортизаторы
У передних стоек сперва разрушились объединенные с пыльником буферы хода сжатия, а затем отказали и сами амортизаторы

Автомобили на французской платформе В0 мы испытываем не впервой (см. отзывы владельцев Lada XRAY): в наших руках побывали Renault Duster, Renault Sandero и Nissan Almera. И всякий раз — свои нюансы. К примеру, Duster перенес испытания лучше всех, вообще не потребовав замены деталей, на Renault Sandero понадобился единственный задний амортизатор. А тяжелее всего пробег дался Альмере: вышли из строя стойки стабилизатора, а из-за перетяжеленной кормы вдобавок к балке подвески с износившимися сайлент-блоками задние амортизаторы нам пришлось менять аж четыре раза.


• Задний амортизатор вышел из строя так же, как и передние, — из-за течи
• Стойки стабилизатора недорогие — но и недолговечные

И с кого же взял пример XRAY со своей оригинальной балкой задней подвески, увеличенной колеей и иными настройками пружин и амортизаторов? Увы, с Альмеры. Задний амортизатор сдался — правда, один — при пробеге 18 тысяч километров. Но вдобавок к тем же стойкам стабилизатора, которые износились через 27 тысяч километров, и ­сайлент-блокам задней балки (разрушились через 31 тысячу) после 26 тысяч километров понадобились и оба передних амортизатора, у которых сперва развалились буферы хода сжатия.

В сайлент-блоках балки задней подвески полностью разорвались резиновые перемычки
В сайлент-блоках балки задней подвески полностью разорвались резиновые перемычки

Нерадужная картина — и, увы, совершенно нетипичная для исконно вазовских автомобилей: ни у Приоры, ни у Гранты подобных хлопот с подвеской и близко не было.

По-французски обширно у Иксрея и техобслуживание (напомню, запчасти для чистоты эксперимента мы покупаем исключительно у дилеров, а периодичность ТО по условиям испытаний сокращается на 20%, то есть межсервисный пробег составил 12 тысяч километров). В отличие от Лады Весты, которая при первом ТО довольствуется лишь новыми маслом и фильтром, XRAY (точь-в-точь как Renault Sandero) потребовал еще обновить салонный и воздушный фильтры, а во второй раз вдобавок ко всем трем фильтрам — и свечи зажигания.

Задние колодки стираются так же, как и передние, — неравномерно. Для их замены барабан приходится снимать со ступицы вместе с подшипником
Задние колодки стираются так же, как и передние, — неравномерно. Для их замены барабан приходится снимать со ступицы вместе с подшипником

В итоге на расходники для планового обслуживания ушла совершенно «логановская» сумма 10395 рублей. Само собой, «французские» цены — и на детали подвески с маркировкой Renault, и на одно­именные тормозные колодки с дисками (а XRAY отличился, впервые за всю историю испытаний успев стереть колодки и в задних барабанных тормозах), так что в итоге ТО и ремонты уменьшили бюджет редакции на 67575 рублей. Что с учетом расхода на шины и топливо определяет для Лады XRAY в нашем рейтинге надежности только четырнадцатое место из девятнадцати.


Оплетка троса ручника перетирается своим же фиксатором, чудно приделанным прямо к пластиковому бензобаку

И даже то, что цены на запчасти после наших предыдущих сезонов испытаний увеличились на 30—50% (а на покрышки на 10—15%) не меняет расстановку сил: любая из Лад без примесей французской крови обошлась нам дешевле, чем XRAY. А из автомобилей на платформе В0 расходы были больше только на седан Nissan Almera.

Ну а нам осталось узнать, как Лада XRAY перенесет грядущий фронтальный «страховой» краш-тест по методике RCAR на скорости 15 км/ч, позволяющий оценить стоимость последующего восстановления. Тоже по-французски недешево?

Набором деталей, что замены потребовали, не удивил меня XRAY: амортизаторы, сайлент-блоки, тормозные колодки, диски. Все предсказуемо. Разве что задние тормоза чуть не дотянули до окончания пробега; не ждал этого, ведь прежде с «барабанными» колодками проблем не было. Беда с кучей лопнувших расширительных бачков объяснима: у дилеров на складах был ровно такой же брак, что установили на заводе.

Опасался я за новый вазовский двигатель, однако ближе к концу пробега он и дымить прекратил, и масло стал расходовать умеренно. «Робот» с самого начала функционировал отвратительно, вселяя надежду в то, что сломается. Но принципиально хуже ему не становилось, таким и подошел к финишу.

Считаю, крепким середнячком показал себя X. А вот что не нравится однозначно, так это цены на запасные части, не ложатся на язык добрые слова. Да еще и нет их в наличии — заказывай да жди. Есть, конечно, трехлетняя да стотысячная гарантия; но только ущербная она: масса деталей под нее не подпадает. Те же амортизаторы, к примеру. А колодки да диски вообще расходный материал. Так что содержание этой машины влетит в копеечку.

Печалит и неминуемое грядущее замещение иноземных поставщиков отечественными. Качество продукции от этого как минимум не поднимется. Прежде можно было мириться с таким положением: пусть плохонько, зато дешево, по карману. Теперь же, когда резко вздорожали новые вазовские модели, уже вправе потребовать покупатель от них добротности. Получит ли? Большие есть сомнения.

Некоторые результаты измерений

ПараметрыНачало испытанийОкончание испытаний
Максимальная скорость, км/ч 185 182,4
Время разгона, с    
0—50 км/ч 4,4 4,5
0—100 км/ч 12,6 12,5
0—150 км/ч 31,5 31,1
на пути 400 м 18,4 18,4
на пути 1000 м 33,9 33,8
60—100 км/ч (D) 6,8 6,9
80—120 км/ч (D) 8 8,1
Выбег, м    
c 50 км/ч 687 703
130—80 км/ч 868 881
160—80 км/ч 1299 1299
Торможение со скорости 100 км/ч  
путь, м 39,1 39,4
замедление, м/с² 9,9 9,8

Расходы на автомобиль Лада XRAY

Пробег, кмНа что потраченоСумма, руб.
0 Генератор (по гарантии) 
240 Расширительный бачок  400
5000 Резонатор системы впуска 1650
8030 Фиксатор пластиковой накладки двигателя 110
8980 Тормозные колодки передние 4980
11790 ТО-1 (масло, фильтры масляный, воздушный, салонный) 4895
11820 Расширительный бачок  400
13830 Тормозные колодки передние 4980
13830 Тормозные диски передние 8700
16940 Расширительный бачок  400
18660 Амортизатор задний 3360
24060 ТО-2 (масло, фильтры масляный, воздушный, салонный, свечи зажигания) 5500
25000 Тормозные колодки передние 4980
26900 Амортизаторы передние 11400
26900 Пыльники передних амортизаторов 1160
27300 Стойки стабилизатора 980
29000 Трубка подвода воздуха к бардачку 120
30300 Экран глушителя системы выпуска 960
31000 Сайлент-блоки балки задней подвески 6800
31500 Тормозные колодки задние 2500
  Долив моторного масла (за весь период) 3300
Итого на ТО и ремонт 67575
Прочие расходы Шины (3 комплекта) 37200
  Бензин АИ-95 (средний расход 14,3 л/100 км) 168840
Итого расходов   273615

Рекомендуем также прочитать аналогичные ресурсные испытания Lada Vesta

autoreview.ru

Комментарии  

-3 #9 Азат 27.12.2016 03:59
Соответствие цена-качество.. .У меня Субару Оут... 170 тыс ( 7 лет) , стойки, свечи, даже тормозные колодки еще родные...
Цитировать
0 #8 Онтоний 24.12.2016 13:26
.. уплотнитель задней двери ~ типа шланг, но с верхними краями острыми.
То есть в разрезе такой "шланг" напоминал бы абрис падающей капли =)
Цитировать
-1 #7 Онтоний 24.12.2016 13:24
В протечке форсунок омывателя ветрового стекла виноваты наплывы краски после их окрашивания в цвет кузова :
ну здесь хорошо, что салон авто не красили после установления туда кресел XD)
Тут вопрос к тому кто отвечает за последовательно сть сборки \ покраски авто.
Уплотнитель задней двери не уплотняет:
Круглый типа шланг сделать, а внутри полость типа решёток на эйфелевой башни ~ соты, и они будут подпружинивать эффективнее и дольше.
Цитировать
0 #6 Онтоний 24.12.2016 13:23
За три месяца мы собрали коллекцию из трех прохудившихся расширительных бачков системы охлаждения:
ну если такая необходимость делать их сварными то может тогда тупо сделать собирающуюся конструкцию - по типу головки движка а/м ? Что позволит и забыть проблему трещин тех швов сварных, в виду их отсутствия, и позволит например промывать внутренности того бочка - разбирая без особого труда тот и собирая после процедуры омовения =)
Старые добрые болты лучшее чем сварной шов пластмасски, к тому же и держит куда большие нагрузки чем в каком то там бочке с водой(!)
Цитировать
0 #5 Онтоний 24.12.2016 13:09
Даже я, ~ размышляющий о перспективе мышечной тяги человеческого организма приводящего в движение некое транспортное средство, - вижу барабанные тормоза чем то устаревшим, прогнившим также примерно как и на этом ^ их фото =)

Втулки крепления пластиковой крышки двигателя соскакивали со своих мест из-за плохой приварки : тому кто варил и конструировал оные - дать задание сделать этот узел на совесть и уволить если не смогут, не захотят. Да и вдвоём им веселее будет трудиться, а то и в нерабочее время - как в старые добрые времена наши предки трудились на благо создавая, а не для отмазки, как получается..
Что за руки у некоторых сегодняшних мужичков (!?)
Цитировать
0 #4 Онтоний 24.12.2016 12:58
Шланг подачи воздуха к бардачку треснул:
надоть добавить количество складок \ уменьшить их калибр (высоту складок, шаг).
В багажнике треснула планка фиксации шпильки, крепящей запасное колесо:
в 21 веке, более -мене порядочный автопроизводите ль оперирует уже цельными -литьевыми конструкциями, а не на манер "папа на все руки мастер" - слепленными из разных "безделушек", которые к тому же не отвечают требованиям жёсткости конструкции в самых ответственных местах конструкции оных(!)
Тут наверное что то на манер конструкции Эйфелевой башни сгодилась бы отлитая, закалённая "шпиля" или тот же болт который забили в кусочек листового металла XD)) но тогда хотя бы по краям кофра (хранящего в себе ту запаску) - сделать что то вроде мягких бортов, типа мягко резины которая гасила бы колебания колеса в момент движения автомобиля, амортизируя тряску оного.
Либо и то и другое сделать, чтоб не перегружать тот штырь и чтоб наверняка уже решить ту проблемку =)
Цитировать
0 #3 Онтоний 24.12.2016 12:37
Хоть бы на ОПП делали что то типа 12-шки купе, занедорого ~
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=295150120568442&set=a.101414929941963.1106.100002203680645&type=3&permPage=1

Такое ощущение не покидает, что на Вазе заправляет банда пузатых стариканов - динозавров консервативных которым сделать более менее изящное купе(к тому же на базе имеющегося уже, родного, недорогого авто, читай тем самым стиль дизайна свой же культивируя) - это претит всем нормам, и сложнее и дороже чем новую модель на конвейер водружать = ждать дольше чем такого плана проект..
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=326126447470809&set=a.101414929941963.1106.100002203680645&type=3&permPage=1

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=326871810729606&set=a.101414929941963.1106.100002203680645&type=3&permPage=1

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=352072684876185&set=a.101414929941963.1106.100002203680645&type=3&permPage=1
Цитировать
+1 #2 Онтоний 24.12.2016 12:31
Оплетка троса ручника перетирается-зд есь конструктору точно по его ручкам надавать ибо шланг круглый, а фиксатор почему то прямоугольный, интересно тот конструктор видел то, что он "создаёт"- в действии на реальном автомобиле, и вообще, что он делает, для чего? Сомневаюсь XD)
Пипец; стока лет Ваз делает машины, а воз и ныне там да ещё и в таких мелочах.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=861576293925819&set=a.101414929941963.1106.100002203680645&type=3&permPage=1

Как понять не знаю: Ваз берёт иностранца управленца (Бу) которому платит ~ в месяц 5 новеньких Вест, и который в итоге вгоняет в долги завод, и дизайнера иностранного который идеи свои черпает у безродного, не образованного соотечественник а вашего (да у меня!)..
Новинки к их выходу уже устаревают.
Ни одной модели из старой, проверенной классики не оставлены на конвейере - это печаль.
Цитировать
0 #1 Онтоний 24.12.2016 12:22
Мне не нравится то, что колёса у этой модели маленькие, к тому же и претендуе сей кар на паркетник, вроде как для лёгкого в\бездорожья - чем судя по всему и не пахнет, и тот же старый Ваз 90 годов едва ли чем уступит этому новому..
Не понятно зачем это нам всё показывают (?) Вы показывали бы эти замечания тем рабочим которым вы зарплату платите (инженерам) за то, что они такое выпускают в серию(!)
Буферы хода сжатия; сделать из ещё более толстой резины, что и продлит их жизнь, а то и сами они тогда будут слегка, но подыгрывать исполняя роль амортизаторов да и пространство внутри пружины амортизаторов -только за это решение)
В сайлент-блоках балки задней подвески - тоже увеличить толщину стенок и добавить не очень крутое рифление кофра для того чтобы складки его позволяли сжиматься кофру, а не разрываться от натяжения.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

Последнее на форуме